«В шрифтовом семействе „Матч”, созданном под руководством Сергея Шановича, мы постарались спроектировать агрессивно звучащую форму, плотную и „мускулистую ”, сохранив при этом легкий дух авангарда начала двадцатого века. Также должен отметить большую помощь со стороны Романа Щукина, без него не удалось бы закончить такой проект в столь сжатые сроки» — рассказывает Денис Машаров, автор гарнитуры, созданной студией SHANDESIGN для телеканалов холдинга «Матч».
История шрифтов «Матч ТВ»
Шрифты семейства «Матч ТВ» относятся к «Геометрическим прямолинейным рубленым» типам (Rectilinear Geometric Sans-Serif), иногда их еще называют Squarish Sans — «Квадратный рубленый». Расцвет подобных шрифтов пришелся на 20–30-е годы прошлого века, хотя уже к концу 19-го в каталогах словолитен можно встретить подобные идеи и название «Геометрический».
Пример из каталога Palmer&Rey (San Francisco, 1884)
Эти идеи очень импонировали модернистам начала 20-го столетия, идеалом которых был геометрический минимализм и абстракция. В радикальных формах «Прямоугольные» (с легкой подачи В. Кричевского — «Палочные») шрифты использовали члены голландской группы «Стиль». Известен шрифт Тео Ван Дуйсбурга, основателя художественной группы «Стиль» и одноименного журнала.
Пример — плакат выставки группы "Стиль", автор Theo Van Doesburg, 1920
Подобные формы активно использовались в конструктивистском леттеринге русских авангардистов — Родченко (пример 1923)
Телингатера (пример 1924), братьев Штенбергов и прочих.
В 1930 Моррис Фуллер Бентон для American Type Founders выпускает гротеск под названием Bank Gothic.
А в 1933 — узкий Agency Gothic.
Оба шрифта предназначались исключительно для акциденции и состояли из прописных в верхнем и нижнем регистре. Примененное им решение «острой» контрформы (внутреннего пространства буквы) и более мягкого, скругленного внешнего угла, позволило сгладить остро модернистские коннотации, этот прием и лег в основу шрифта «Матч ТВ». Мода на модернистские формы вернулась в послевоенные 50–60-е. В 1952 итальянский дизайнер Альдо Новарезе создает гротеск Microgramma, тоже исключительно из прописных.
А в 1962 выпускает знаменитый Eurostile уже с комплектом строчных знаков и широким спектром начертаний.
Новарезе еще больше смягчил формы, создав компромисс Helvetica и Bank Gothic, добившись эффекта «суперэллиптичности» — «квадратного эллипса». С тех пор эта форма шрифтов всегда была востребована, особенно в «мужских» темах.
Семейство шрифтов «Матч ТВ»